» » Кинорежиссер Федерико Феллини

Кинорежиссер Федерико Феллини

Добавлено 28-04-2017, 22:55
17327
Федерико Феллини

Жизнь и творчество итальянского кинорежиссера Федерико Феллини, а также знаменитые фильмы Италии.

На виа Корсо, в самом сердце Вечного города, находится рынок, где продается множество афиш, календарей и открыток с кадрами из знаменитых фильмов. Особенно любимы туристами плакаты киноленты "Сладкая жизнь", запечатлевшей самые яркие уголки Рима. Эта картина - такой же символ города, как Колизей или Папа Римский. Рим - фантазия, Рим - центр мира. Феллини не раз получал приглашения работать в Голливуде, однако ни разу ими не воспользовался. Режиссер не представлял, как можно снимать кино вдали от "дома сердца". Режиссер Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в Римини. Этот город занимает важное место в биографии режиссера, тем более что он неоднократно обращался к теме детства в своих картинах. Достаточно вспомнить "оскароносный" фильм "Амаркорд", который стал чем-то вроде прощания с Римини.

Феллини вместе с автором сценария Тонино Гуэррой, тоже выходцем из этого старинного городка, создал поэтическую картину отрочества, в которой нашлось место и маленькому кинотеатру "Фульгор", и католической школе с ее смешными учителями, и фашистам в черных рубашках, и зимнему туману, скрывающему храм Малатесты... Феллини охотно рассказывал о той безмятежной поре, когда он делал из бумаги и глины забавных кукол и разыгрывал с ними представления. Не это ли помогло ему позднее сформировать собственный метод работы, при котором режиссер сам показывал актерам, как он видит персонажей? Одно из самых светлых детских воспоминаний режиссера Федерико Феллини - поход в цирк. Крошечный шатер показался мальчику громадным воздушным шаром, на котором ему захотелось отправиться путешествовать. Когда об этом узнали в школе, один из учителей, показав на него указкой, сказал: "У нас в классе завелся клоун". После такого сравнения Феллини чуть не лишился чувств от радости.

В детстве Феллини верил, что каждый человек хочет стать клоуном. Интересы Федерико не совпадали ни с планами отца, видевшего Федерико торговцем, ни с мечтами матери, желавшей, чтобы сын стал юристом. Правда, именно мать, которая родилась и выросла в Риме, была первой, кто поведал сыну о Вечном городе. В 1938-м, после года работы курьером во флорентийском журнале "420", Феллини окончательно перебрался в столицу, где устроился на работу в популярный журнал "Марк Аврелий". Он рисовал карикатуры, писал статьи, юмористические рассказы, а затем и сценарии. Иллюзии о профессии репортера он использовал в картине "Сладкая жизнь", в котором роль римского журналиста сыграл Марчелло Мастроянни. Именно таким любителем красивой жизни его запомнили зрители. Своим крестным отцом в кино режиссер Федерико Феллини считал режиссера Роберто Росселини.

Легендарный классик неореализма пригласил молодого Федерико работать над сценарием фильма "Рим - открытый город". Отсчет режиссерских работ Феллини ведется от "Белого шейха", снятого в 1952 году. Хотя фильм о любви провинциалки к натурщику комиксов и провалился в прокате, он знаменателен тем, что в одном из эпизодов впервые появилась проститутка по имени Кабирия в исполнении актрисы Джульетты Мазины, на тот момент уже ставшей женой режиссера. Все страхи перед серьезными отношениями испарились, когда в 1943 году Федерико познакомился с Джульеттой Мазиной - студенткой Римского университета. Двадцатидвухлетняя Джульетта как раз получила главную роль в воскресном радиосериале "Чико и Поллина", сценарий которого написал Феллини. Будущий режиссер влюбился в голос актрисы, позвонил ей и пригласил в ресторан. Через несколько месяцев после этой встречи - 30 октября 1943 года - пара узаконила свои отношения и молодой провинциал обрел не только добрую супругу, которая великолепно готовила спагетти, но и неизменную музу.

Первый фильм Феллини, в котором Джульетта Мазина сыграла главную роль, назывался "Дорога" и был удостоен премии "Оскар". Он принес супругам мировую славу. Были проданы миллионы пластинок с композициями. Ни но Роты, написавшего музыку к фильму, женщины создавали фан-клубы Джельсомины - героини Мазины, которую сравнивали со смешными и трогательными персонажами Чаплина. "Дорога" помогла исполнить заветное желание Феллини и Мазины: деньги, вырученные за фильм, они потратили на приобретение своей первой квартиры в живописном римском пригороде Париоли. В отличие от "Дороги", где Мазина играла невинность, погибшую под натиском грубой силы, в следующем фильме Феллини и Мазины - "Ночи Кабирии" - невинной была душа героини, но не ее тело. "Ночи Кабирии", поведавшие историю римской проститутки, впервые принесли Феллини проблемы с цензурой. Фильм едва не был запрещен. Однако после некоторых купюр его выход на экраны: все-таки состоялся и Феллини получил за него вторую премию "Оскар".

Знаменитая улыбка Кабирии в финале "Ночей" символизировала достойную уважения стойкость маленького человека, сохранившего веру в добро даже после жестоких лишений. Джульетта Мазина снялась еще в двух фильмах своего мужа - "Джульетта и духи" и "Джинджер и Фред". В остальных картинах он предпочел работать с другими актрисами. Мазина, впрочем, не жаловалась. Все свои фильмы Феллини создал на римской студии "Чинечитта". Самый большой успех выпал на долю "Сладкой жизни", снятой в 1959 году и ставшей самой кассовой и самой скандальной картиной режиссера. "Помолимся за спасение души публично согрешившего режиссера Федерико Феллини" - такие плакаты в траурных рамках висели в то время на итальянских церквах. "Сладкая жизнь" стала фильмом-прорывом. После него всем стало ясно, что и в Италии наступили шестидесятые с их сексуальной свободой и бумом интеллектуальной активности.

Выражение "Дольче вита" ("Сладкая жизнь") и слово "папарацци", от выдуманной Феллини фамилии фотографа, преследующего звезд, вошли в словарный запас многих языков мира. А римские улицы после выхода "Сладкой жизни" обрели новую мифологию, привлекающую миллионы туристов. Фильм "8/2" - портрет режиссера в период творческого кризиса. По сути, этой картиной, доказывающей, что жизнь - это тайна, Феллини показывал свою религиозность, поставленную под сомнение представителями католической церкви. Правы те, кто считает Федерико Феллини наследником ренессансной традиции с ее культом свободного индивида. Круг тем, интересовавших режиссера, очень широк - от нравов Древнего Рима эпохи Петрония ("Сатирикон") и похождений Казановы ("Казанова") до юнгианской мистики ("Город женщин", "Джульетта и духи") и размышлений о роли художника ("Репетиция оркестра", "Джинджер и Фред", "Интервью"). Но о чем бы Феллини не снимал свои фильмы, его темы всегда взяты из итальянской жизни.

Режиссер никогда не рвался на незнакомые территории - например в Голливуд, куда его приглашали ставить "Кинг Конга". Это стало сенсацией: главную американскую кинопремию получил европеец! Федерико очень обрадовался, но вылететь в Америку согласился не сразу - во-первых, и он и его жена были больны, во-вторых, режиссер, как всегда, не хотел расставаться с Римом. Но друзья горячо убеждали его поехать, и Феллини все-таки полетел в Голливуд вместе с Джульеттой Мазиной и Марчелло Мастроянни. Слова благодарности итальянского режиссера запомнили многие из тех, кто смотрел ту церемонию вручения "Оскара". "Феллини - яркий источник света", "Феллини - мир искрящейся фантазии", - говорили о нем. Еще больше восторженных эпитетов и сравнений появилось после смерти режиссера. "Нам еще предстоит осознать, как он велик", - сказал Марчелло Мастроянни на похоронах Феллини. Любимый актер мастера, конечно же оказался прав...


Комментарии